История прихода

Католики находятся в Славгороде от самого основания города в 1910г.
о. Людвиг Эрк
Также и в окружающих его районах католики, наряду с представителями других христианских конфессий, были основателями поселений в конце 19-го и в начале 20-го века. По национальности практически все католики принадлежали к группе российских немцев, которые еще до принужденной ссылки в 30-х годах и позже приезжали из Поволжья и других регионов царской России. По этой причине католики в нашем регионе считались одной из "немецких церквей".
Архивные записи указывают, что уже при основания Славгорода был построен деревянный храм по нынешнему адресу ул.Тимирязева 105. Эта первая церковь, как и сегодняшний приход, была названа в честь Успения Пресвятой Богородицы. В двадцатых годах общину опекал о. Людвиг Эрк. К сожалению открытая церковная жизнь в конце двадцатых годов стала невозможной из-за репрессий большевистского правительства. В 1929г. арестовали настоятеля, а затем была закрыта и церковь. Последнюю св. Мессу отслужили в храме в 1932г., позже он стал амбаром для хранения сена.
о. Антоний Шяшкявичус SJ
В дальнейшем Церковь существовала подпольно и практически без священников. Люди собирались у себя в домах на молитву, бабушки крестили детей. Мощная атеистическая пропаганда и страх перед преследованием однако постепенно привели к тому, что родители уже боялись воспитывать своих детей в вере предков. Подрастали поколения, которые, хоть и были крещены, уже не умели молиться (на все менее знакомым им немецком языке) и не понимали, почему их бабушки "богомольем занимаются".
После смерти Сталина, в конце 50-х годов, пришло короткое время большей религиозной толерантности. Храм опять использовали по назначению, однако отдали его Русской Православной Церкви. Из концлагерей выпустили священников, и по счастливым обстоятельствам в славгородском регионе два года служил о. Антоний (Антанас) Шяшкявичус, Иезуит из Литвы. По его воспоминаниям, о. Антоний венчал более тысячи супружеских пар и крестил десятки тысяч детей и взрослых в эти годы. После более чем 20 лет в нашем регионе опять служилась Евхаристия.
Месса в Славгороде в 1957г.
Но и этот период активной церковной жизни был прерван властями. Отца Антония выслали в Киргизстан, откуда он только очень редко мог навещать славгородских католиков. В 1962г. был разрушен храм. На его месте построили библиотеку. Несмотря на религиозные преследования в каждой деревне собирались тайно верующие, чтобы вместе молиться. 
Приходской офис в кухне настоятеля (1993г.)
Ситуация резко изменилась с политическими переменами в начале 90-х годов. В 1991г. в Новосибирске была установлена Апостольская Администратура для католиков Сибири, а осенью 1992г. в Славгород приехал из Германии о. Бернгард Шольтц. Теперь в регионе не только появился католический священник, но вся церковная жизнь стала приобретать, хоть и медленным темпом, "нормальный вид". В приходских книгах стали регистрировать крещения, венчания и т.д. Постепенно появлялась духовная литература и велась катехизация детей и взрослых. В 1993г. приехали сестры из движения "Pro Deo et Fratribus" и поселились на пару лет в Шумановке. На постоянное место служения в Славгород прибыли в 1995г. сестры Маргарита Рюф ASC и Мария Хаммерер ASC из конгрегации сестер Поклонниц Крови Христовой. Сестры монахини не только помогали настоятелю в пастырской работе, но также заботились о бедных и больных жителях Славгорода. В приходе также помогали волонтеры из Германии, которые год, а то и больше, своей жизни посвятили католикам Алтайского края. Служба велась на немецком языке, родном языке не только настоятеля и сестер, но и почти всех прихожан.
Стройка храма 1995-96г.
Богослужения, катехизация и все остальные церковные мероприятия происходили в доме священника на ул. Розы Люксембург 26А. Но всем было ясно, что католикам Славгорода нужен свой храм. Несмотря на многие проблемы о. Бернгард взялся за этот проект, а соседка и хорошая прихожанка, Эмилия Хартлиб, помогла приобрести участок, где сегодня стоит храм. 16.07.1995г. был заложен краеугольный камень и развилась интенсивная стройка. В стройке участвовали помимо строителей не только прихожане, но и другие жители города. Как и в других случаях нашей церкви в России, строительство финансировалось благотворительными фондами из Германии ("Реновабис" и "Церковь в беде") и многими частными благотворителями из разных стран Европы. Но главным звеном процесса стройки был, пожалуй, сам настоятель. Можно сказать, что каждый кирпич и каждый винтик прошел через руки о. Бернгарда. Он неутомимо придумывал строительные решения, и возвращаясь из Германии его чемоданы были обычно наполнены разными предметами, которые в то время невозможно было купить в Сибири.
Кардинал Штерцински традиционно
ударяет епископским посохом три
раза в двери нового храма.
Три дня после престольного торжества прихода, в воскресенье 18-го августа 1996г., после года строительства, наконец настал долгожданный день освящения храма. Еще до глубокой ночи работали над полом здания и наводили порядок в храме. На освящение церкви приехал не только местный епископ, Иосиф Верт SJ, многие священники и гости из епархии, но прилетел из Берлина кардинал Георг Штерцински, ординарий приходского настоятеля. Именно кардинал Стержински и возглавил литургию освящения церкви. После длинной литургии прихожане и гости продолжили празднование этого знаменательного события совместной трапезой, музыкальным концертом и другими выступлениями.
После первой волны религиозного энтузиазма не только в наших краях, но и по всей России количество прихожан посещающих церковь больше не росло, но даже стало немного уменьшаться. В католических общинах нашего региона это негативное явление связано прежде всего с массовым выездом немецкого населения на историческую родину предков. Уезжали не только прихожане, но часто самые активные католики, т.е. как раз те, кто приводил других в храм. С другой стороны общины потеряли свою бывшую немецкую этническую окраску - литургия ведется уже давно на русском языке, и в приходе стали чаще появляться люди с иными этническими корнями. Эта тенденция помогает осознать - как прихожанам так и городу - что Католическая Церковь действительно вселенская, а не церковь одного народа.
Купол церкви появился в 1999г.
После уезда о. Бернгарда в приходе стали менять друг друга разные настоятели. Поменялся и состав сестер-монахинь. Через разные постройки и пристройки преобразился и внешний вид храма. Многие верные прихожане уже отошли к Господу. Именно на них, а также на те поколения предыдущих католиков Славгорода, которые сквозь преследования и голод донесли нам свою веру, мы и можем уповать, что наша церковь и дальше будет развиваться, какие бы времена и условия нас не ожидали бы еще впереди.





свящ. Александр Деппершмидт,
четвертый настоятель прихода,
                 Сентябрь 2015г.